Непал свежим взглядом
Непал свежим взглядом.
< !DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 3.2//EN">
Непал свежим взглядом
Участники Первой Киргизской Гималайской
экспедиции
- Дмитрий Греков
- Кыргызстан
Олег Тураев
Кыргызстан
- Сергей Лавренченков
- Кыргызстан
Николай Гутник
Кыргызстан
- Андрей Федоров
- Узбекистан
Константин Бойцов
Узбекистан
- Замир Кудашов
- Россия
Вячеслав Бондаренко
Россия
style="border: 2px solid ; width: 295px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>И
вот после небольших приключений в дороге Бишкек-Алматы-Дели-Катманду,
мы в Непале. Заполнив нехитрые анкеты и лишившись по $30, получаем
непальскую визу прямо в аэропорту и становимся полноправными
путешественниками. Слонов к самолету не подали, зато встретил Игорь
Кулешов на приличном микроавтобусе и поселил нас в Harati
(спасибо фирме Royal Mountain
Travel за предоставленные услуги
и
оказанную помощь). Неплохая по непальским меркам гостиница с душем,
ванной и туалетом в номере. Есть телевизор с двумя десятками каналов,
но не во всех номерах.
Личные
впечатления – очень шумный и грязный город. Полтора миллиона
населения смешиваются с большим количеством велосипедов, мотоциклов,
автомобилей и наполняют узкие улочки. Правила дорожного движения
навряд ли существуют, главное в машине – звуковой сигнал,
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
светофоры – большая редкость.
Туристический район Thamel,
где мы жили и проводили большую часть времени представляет собой наш
Дордой, только на контейнера нужно поставить 4-5-этажные жилые дома,
а в проходы пустить автомобили и мотоциклы. Иногда на деревьях и
заборах можно увидеть обезьян. Люди очень доброжелательные, всегда
готовы помочь, часто за отдельную плату.
Местные
тугрики – это непальская рупия. 1 американский президент –
67 тугриков.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="middle"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
Питание в кабаках по ценам как в
Бишкеке, готовят
вкусно, пиво Туборг – хорошее пиво 120-150 рупиев за 0,65л.
Большое количество спортивных магазинов.
Ассортимент, в основном – китайско-непальский контрофакт
сомнительного качества, фирменные вещи по европейским ценам. Снаряги
с нормальным соотношением цена-качество, практически нет.
Другой мир.
Два дня закупок в Катманду сильно
утомили и 29
апреля мы вылетели в
Луклу – поселок (или город?) в 140 км восточнее. Маленький
самолетик авиакомпании Yeti Airlines
берет 16 пассажиров с грузом, летит 30-40 минут и приземляется на
террасе в горах, на высоте 2800 метров. Сообщение с Луклой только по
воздуху, или же пешком надцать дней. Взлетная полоса шокирует
туристов. Ее длина 400 метров, с большим уклоном в сторону взлета. На
взлете полоса заканчивается обрывом 700 метров до дна ущелья, на
посадке – каменной стеной с гостиницей выше по склону.
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Лукла,
да и все следующие поселки, кардинально отличаются от столицы Непала.
Здесь нет той суеты, другая архитектура, другая жизнь, другие люди.
Нет машин, мотоциклов, велосипедов.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
Основной транспорт – пешкомобиль, грузовое
животное – непалец или непалка. Грузы носят мужчины, женщины и
дети. Норма 30 кг, но часто видишь, как человек несет больной мешок
риса на 60 кг или 4 полных двадцатилитровых канистры. Носят не на
плечах, как мы привыкли, а на лбу. «Рюкзак» представляет
собой веревку с накладкой на лоб
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
Работают
все. Кто не таскает грузы, тот строит дома, даже и не знаю что лучше.
Дома строят из кирпичей, кирпичи делают здесь же из камня молотком и
зубилом. Причем они должны быть идеально ровными и подогнанными друг
к другу, т.к. кладут без какого-либо цемента. И так строят 2-х, 3-х и
даже 4-х этажные дома. Десяток бы таких строителей, да на стоянку
Рацека, через полгодика уже обжились бы и поселок сделали.
Электричество с миниГЭСов. В лоджиях тусклые
лампочки, розеток нет.
Зарядка аккумуляторов – отдельная статья доходов (100-150
тугриков). Проживание дешевое, зато это компенсируется питанием, все
около $20 в день. Меню во всех лоджиях практически одинаковое. Лоджии
натыканы очень часто, остаться ночью одному в горах невозможно.
style="border: 2px solid ; width: 394px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
На
всем протяжении встречаются монастыри, письмена и священные барабаны.
Посередине пути большой город Намче-Базар (Namche Bazaar), своего
рода столица со множеством магазинов. Есть супермаркеты, банки и даже
массажный салон.
Тропа, если ее можно так назвать, скорее напоминает
дорогу,
вымощенную камнем.
Местами вполне можно ездить на джипе. И так десятки километров.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Мусора
практически нет. Вдоль тропы местами стоят корзины для гарбиджа,
специально обученные люди собирают мусор по склонам. Отдельное
внимание нужно уделить подвесным мостам, сделанным испанцами в 90-х
годах. Колоссальные сооружения из металла длиною часто более ста
метров соединяют
стены каньонов на высоте более 50-ти метров.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
И все это среди могучих сосен и лиственниц (или
елок?). Тут же цветут рододендроны на фоне снежных стен высотой за
шесть тысяч метров.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
От Луклы до нашего Бэйс кэмпа под Ама-Дабламом –
села Пангбоче (Pangboche) 3 дня ходу (вниз 2 дня). Расстояние около
35 км.
style="border: 2px solid ; width: 345px; height: 497px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 325px; height: 245px;" hspace="6"/>
чего мы приехали.
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 232px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Первый
раз вид на Ама-Даблам открывается сразу за Намче-Базаром, тут же
видно Еверест (слева и Лходзе по центру).
Официальный базовый лагерь расположен на
высоте 4600
м под
северо-восточной стеной Ама-Даблама, на большой зеленой поляне с
маленьким ручейком. Мы же расположились в Пангбоче, в 2.5 часах ходу
от него, ниже – ресторан, бар, магазины, горячий душ, теплый
туалет и другие блага цивилизации. Еще в 2.5 часах выше – лагерь АВС
(5100) – большое осыпное плато. Можно разместить бесчисленное
множество палаток, но… Здесь нет воды и даже в мае, когда
навалит снега, хватает несколько часов солнечной погоды, чтобы все
растаяло. Сюда можно подниматься в кроссовках, дальше лучше одеть
ботинки.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
До
Лагеря-1 (5600м), который стоит на гребне в начале маршрута нужно
идти по южному склону, не выходя на гребень. Везде есть тропы до
крупной осыпи, размеры камней на которой 1-5 метров, при наличии
снега здесь идти достаточно неприятно. Дальше начинается техническая
работа (где-то с высоты 5500м).
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок
0-1. Перед выходом на гребень осыпь
переходит в наклонные скальные плиты. 150м 30-400 III
Выход к построенным площадкам под
палатки Лагеря-1.
Всего их около
десяти. Путь из АВС занимает 3-4 часа.
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок 1-2. Дальше по
легким разрушенным
скалам, иногда переходящим в крупную осыпь по правому (по ходу
движеня) склону до бокового гребня. 200м 100 I-II
Участок
2-3. Отсюда желательно страховаться.
Скалы часто заснеженные – в основном траверса и косые перила с
небольшим набором высоты по правой стороне гребня – 350м 200
III-IV
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px; font-weight: bold;"
align="right" hspace="6"/>Участок 3-4.
Выход на гребень –
внутренний угол, дальше стенка. 100м, 60-650 IV-V
Участок
4-5. Гребень. Заснеженные
скалы. 100м
20-300 III-IV
(участок 10м 600 V)
Участок
5-6. Траверс с правой стороны гребня
– 50м 100 IV
Участок
6-7. Стенка – выход на
гребень(первое ключевое место). 30м 800 VI
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 0px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок
7-8. Гребень. Заснеженные скалы. 50м
200 III
Лагерь-2 (5800 м) – четыре хорошие
площадки на
гребне и еще
парочка плохих. От Лагеря-1 три-четыре часа.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок 8-9. От
ночевочных полок жандарм
логично обходиться справа по полкам, дальше гребень со снежными
наддувами, по нему выход под скальный треугольник. 100м 00 II-III
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
Участок 9-10. Скальный
треугольник обходиться справа по кулуару
(следующий участок) – косые перила вправо, вверх. Скалы с
небольшими полочками покрытые льдом и снегом 50м 300 IV
style="border: 2px solid ; width: 142px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
натечным льдом (второе ключевое место) 150м 600 V+
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок 11-12.
Снежно-ледовый кулуар идет в
обход следующего жандарма слева по ходу и выводит на гребень. Местами
выходы скал. 100м 400 IV
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок
12-13. Узкий скальный гребень с
ледово-снежными шапками. Маршрут идет прямо по гребню. При сильном
ветре достаточно опасный участок. 200м 200 III-IV
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок 13-14. Ледопад.
Состояние скорее всего меняется (Третий
ключевой участок). 150м 400 IV-V
(участок 30м 700 V)
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 142px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок
14-15. Снежный склон выводит на
подушку к Лагерю-3 и далее к бергшрунду. 250м 200 I-II
Лагерь-3 (6200 м) – большая снежная
подушка, много
места под
палатки, можно копать пещеры. Всего от Лагеря-2 около 8 часов.
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 141px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
-
Участок 15-16.
Бергшрунд перешли по хорошему мосту, далее снежно-ледовый склон, в
верхней части переходящий в кулуар между ледопадом и скальным гребнем.
250м 400 III-IV
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
Участок 1
lang="en-US">6-17.
Ледопад. 30м 600 IV-V
Участок 17-1
lang="en-US">8.
Снежно-ледовый склон. 300м 400 IV
style="border: 2px solid ; width: 251px; height: 189px;" align="left"
hspace="12"/>
Участок
18-1
lang="en-US">9. Снежный вершинный купол. 50м 200
II
От Лагеря-3 до вершины 7-8 часов.
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="left"
hspace="12"/>
style="border: 2px solid ; width: 226px; height: 170px;" align="right"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 227px; height: 154px;" align="left"
hspace="6"/>
style="border: 2px solid ; width: 227px; height: 169px;" align="left"
hspace="12"/>
P.S.
От себя
лично хочу поблагодарить (думаю остальные
участники присоединяться):
- Диму
Грекова за идею этой поездки;
- Red Fox
Кыргызстан и фирму «Ак-Сай Трэвэл» за предоставленное
снаряжение и оформление документов;
- Royal Mountain
Travel за помощь в
организации экспедиции в Непал;,
-
Грузинскую команду за поддержку и помощь при
восхождении.
Поздравляю Бидзину и Ираклия Гуджабидзе с восхождением на Ама-Даблам;
- Команду
из Омска, работавшую параллельно, за
то, что скрасили
нелегкие наши будни и профессиональные медицинские советы.