Главная | Альпинизм | Некоторые факты из истории нашего альпинизма!!

Некоторые факты из истории нашего альпинизма!!

Некоторые факты из истории нашего альпинизма

Как развивались и изменялись правила соревнований по альпинизму и некоторые интересные факты


Некоторые факты из истории нашего альпинизма!!

Первоначально, чемпионат Союза по альпинизму проводился в трех классах: технический, высотный и класс траверсов. Чтобы принять участие в чемпионате, участники должны были выбрать Гору, наметить маршрут, подать список участников и тренера. Шесть участников требовалось для участия в техническом классе, восемь – для высотного класса и траверсов. После проведения заявленного восхождения, участники должны были предоставить в Федерацию альпинизма до 30 сентября отчет о восхождении с фотографиями и описанием тактики восхождения, самого нового маршрута, а так же количество дней, ночевок, забитых на маршруте крючьев и т.д. По итогам всех восхождений выявляли победителей в каждом классе, которым давали заветные Мастерские баллы за призовые места.

Чтобы стать Мастером спорта по альпинизму необходимо было набрать 10 баллов, что было несколько больше максимального количества баллов за 1-е место. Таким образом чемпион Союза не становился автоматически мастером спорта, как это было принято в других видах спорта. Начиная с 1970 года Федерация альпинизма начала посылать судей к подножию заявленных для восхождения гор. С 1983 года Гос. тренером по Альпинизму – Владимиром Шатаевым были проведены ряд лазерных измерений для определения истинной крутизны маршрутов гор. До этого обычно в отчетах указывалась средняя крутизна маршрута, определяемая «на глаз», а так же крутизна отдельных участков.

Позднее количество классов в чемпионате по альпинизму увеличили, включив в него скальный класс на вершины до 4250 м, технический класс для вершин между 4250 м и 5250 м, высотно-технический класс для высот от 5250 м до 6700 м, высотный класс для восхождений на вершины свыше 6700 м, класс траверсов, ледово-снежный класс и класс первовосхождений. Кроме того с 1990 года стал проводиться зимний технический класс – все то же, только очень-очень холодно. С 1982 года входит в силу так называемая "школа" – это очные скоростные соревнования по скалолазанию или ледолазанию в зависимости от заявленного класса на скорость в связках перед судьями. "Школа" проводилась собственно перед самими восхождениями чемпионата. Распределение призовых мест стало зависеть теперь от результатов "школы", которая показывала технический уровень той или иной команды в альпинизме.

Со временем технический класс альпинизма стал превращаться в очный класс, по месту проведения "школы", то есть как правило призовые места разыгрывались в одном районе или вообще на одной и той же горе. В списке победителей здесь можно пожалуй выделить команду Сергея Ефимова из Свердловска, которая была 5-ти кратным чемпионом Союза подряд. Звание чемпиона Союза было особо почетным, но не единственным в Советском альпинизме.

В высотном альпинизме существовало особое звание "Снежный барс" за восхождение на все 7-ми тысячники бывшего Союза, что требовало не мало усилий. За каждое восхождение на 7-ми тысячную гору давали специальный жетон с надписью имени горы, имелся так же знак самого «Снежного барса». В 80-е годы, когда начались зимние восхождения на 7-ми тысячники, у элиты Советского альпинизма возникло желание стать зимним "Снежным барсом", что удалось тогда только одному человеку – алмаатинцу Валерию Хрищатому. Однако опыт, сила и альпинистское чутье не уберегли его от трагедии. Он погиб в начале 90-х годов, погребенный лавиной в братской могиле под великим Хан-Тенгри – гора взяла свою плату.

Формула Чемпионата Союза по альпинизму в техническом и скальном классах в 1989 году была кардинальным образом изменена, что привело к удивительным спортивным результатам, показав – на сколько безграничны резервы человека в экстремальном мире гор. Новая формула в техническом классе предлагала определить: какая команда сходит больше гор экстра класса подряд без остановок за 20 дней. Та же формула начала применяться в скальном классе, но только здесь к соревнованиям допускались двойки, а не группы. И уже не важно – дождь или снег, если отсчет времени дан и не остановить было его неумолимый бег, как не остановить пущенную из лука стрелу, натягивая бесконечно долго тетиву. В итоге лучшие команды сходили по 7-8 маршрутов с обязательным днем отдыха между прохождением двух маршрутов, каждый из которых являлся своего рода святыней, когда-то давно первый раз был пройден не за один день и отмечен, как правило, серебром или золотом чемпионата Союза прошлых лет. А тогда в 1989 году все они были пройдены подряд, без ночевок, многие просто в свободном стиле – без веревок и страховки. Удивление судей в конце сезона 1989 не было предела и на следующий год была принята "облегченная" формула – 15 дней. Однако, тот год (1989) был омрачен и трагедией, развивавшейся на фоне азарта чемпионата.

Пожалуй каждый из участников мог бы разделить участь тех, кто остался висеть тогда на Ромбе Чатына. Это громадная черная плита, которая возвышается над ледником Чалаат на 500 метров на северной стене массива, почти не освещаемая солнцем. По стене с часто встречающимися нависающими карнизами, постоянно низвергаются настоящие водопады. Один из погибших тогда прилетел к палаткам команды спасателей под стеной, оставив на снегу кровавый след, а еще двое так и остались висеть в метре от стены, не сумев дотянуться до нее и замерзнув. Их сняли лишь на следующий год. 1990 год – год второго скоростного Чемпионата Союза по альпинизму в техническом классе. И если в прошлом году Кавказский стиль был для всех как выстрелы без ночевок, то теперь в районе Фанских гор на Памиро-Алае – это было непрерывное движение, так как в отличии от общих правил, на этом чемпионате не было регламента дней отдыха между восхождениями. Ходили без палаток, только спальники. Лезешь постоянно, и ночуешь там, где застала ночь. 15 дней непрерывного хождения. В предыдущем году эта формула применялась впервые. Еще не было известно, на что способны спортсмены, сколько они выдержат гор, когда "сломаются" – и это было своеобразное творчество. Теперь все было более менее известно. Теперь это не было творчество, а просто тяжелая работа – как любое восхождение, на пределе и даже порой за гранью возможного. В команде, занявшей тогда второе место участник, улетев при спуске с одной из горы, пролетел через два пояса скальных сбросов 400 метров вниз. К счастью он ничего не сломал, но ушибы были обширны. Сколько же мужества надо было проявить ему, чтобы после этого, отойдя от шокового состояния, в составе команды совершить еще два восхождения высшей категории сложности. Все это уже позади. Прошли те 15 дней, прошли усталость и обиды, прошли споры и уверенность в своем всесилии, прошли споры с судьями, и остались только горы. Остались 8 пройденных за 15 дней маршрутов экстра класса. Только две команды Свердловчане и СКА 13 МВО из более 10 команд сходили тогда столько гор, остальные по 5-6. В 1991 году участники последнего чемпионата Союза по новой скоростной формуле – максимум гор за 15 дней – в районе Аксу Памиро-Алай прошли в условиях плохой погоды по 3 маршрута, причем на прохождение некоторых из них уходило по 3-5 дней. После распада Союза от "Скоростной формулы" пришлось отказаться. Все вернулось "на круги своя" – одна команда – одна Гора. Сегодня чемпионат России по альпинизму – событие открытое, в котором может принять участие любая команда. В современных условиях способности альпинистов «удивлять» мир обретают все более интересные очертания. Так в октябре 1997 года по классическому маршруту на Эльбрус было успешно совершено восхождение на машине Лендровер

Альпинизм


  1. Пока что нет комментариев.
Необходимо войти на сайт, чтобы написать комментарий.