Весеннее обострение
Автор: Дмитрий Павленко, г.Бишкек
Взято на: www.risk.ru
Весеннее обострение
Да, да, то самое обострение. Или просто так склалось, что именно в эти дни, рухнули все надежды наладить с ФАР человеческий диалог на общее благо. Я не сторонник конфронтаций и всегда до последнего стараюсь прийти с оппонентами к общему знаменателю, ибо неспособность договариваться вредит не нам, лидерам, а простым любителям Гор. К сожалению, ФАР до сих пор, не смотря на красивые заявления, не готова к человеческому диалогу, даже при том, что основа основ- система подготовки , в оживлении которой я и предлагал свою помощь,пока находится в весьма плачевном состоянии. Поэтому тем, кто хочет заниматься настоящим альпинизмом или просто ходить в Горы под руководством настоящих мастеров, я предлагаю для начала попробовать объединиться вокруг моей, действующей, спортивной школы альпинизма.
Да, да, господа начинающие и не только. Не правила, придуманные непонятно кем и утвержденные горсткой функционеров, а знания и навыки, полученные от настоящих мастеров, только они способны дать Вам возможность ходить в Горах надежно и в удовольствие.
И чего мне спокойно не занимается бизнесом в морозной Киргизии, характер видимо такой. Плюс, я собственным примером доказал, что классным альпинистом можно стать вне всяких федераций, вопреки всем правилам и запретам и хочу донести эту мысль до возможно большего числа увлеченных людей, которым пудрят мозги и завлекают под знамена федераций ради ничего не стоящих целей.
Исходя из вышеизложенного, предлагаю всем заинтересованным лицам подумать над моим предложением о создании на базе моего круглогодичного альпмероприятия в Ала-Арче, школы альпинизма, которая бы готовила участников, инструкторов, занималась бы с неформалами и т.д.
Скажете, гребу под себя. Но если ФАР не хочет, чтобы я греб под нее, на общее благо, мне ничего не остается, как грести самому по себе. Я предлагал ФАР создавать эту школу под её эгидой. Для этого у меня есть прекрасные возможности. У меня большой опыт и высокий спортивный уровень, который я не ленюсь поддерживать. А самое главное, я увлеченный человек и занимаюсь подготовкой альпинистов профессионально и круглогодично и у меня уже есть желающие работать, поддерживая мои высокие требования. Такая школа ФАР не нужна.
Понаблюдав за окрестными сборами в Ала-Арче и поразмыслив, я пришел к выводу, что не хочу больше тратить свое время и нервы на попытки убедить чиновников начать работу над созданием системы подготовки высококвалифицированных кадров для нашего альпинизма. Кому это надо, мне, я умею в альпинизме достаточно, чтобы ходить в удовольствие все что захочу и как захочу. Увлеченные ребята, из которых я готовлю команду, у меня есть. Клиентов для собственного бизнеса мне хватит и без поддержки ФАР, ибо много ли у нас настоящих действующих мастеров профессионально занимается учебной работой? А действующих мастеров с моим опытом? Если трезво взглянуть на этот вопрос, обнаружится почти полное отсутствие конкурентов.
Но мне не интересно тупое зарабатывание денег, особенно, когда я вижу какой ерундой занимаются ребята, вместо того, чтобы по настоящему учиться альпинизму. Поэтому я не хочу создавать очередное формально- коммерческое мероприятие, якобы работающее по правилам федерации, потому что ясно вижу, что они тормозят развитие людей и заставляют их не учиться эффективно и безопасно ходить в Горах, а просто плыть по течению, правильно заполняя документы.
Формализм в учебном процессе опасен, как ни где, ибо альпинизм далеко не шахматы. Именно поэтому я предлагал ФАР начать готовить кадры, которые бы вели работу по искоренению формального подхода к обучению и стали бы фундаментом нового инструкторского корпуса.
Предлагал ФАР, теперь предлагаю всем, кто действительно заинтересован в подъеме нашего альпинизма на массовом уровне и спортивном росте. Предлагаю тем, кто действительно хочет учиться и получать удовольствие от достойного совершения хороших восхождений, а не от заполненных строчек в книжке альпиниста. Тем, кто хочет, чтобы их спортивный рост зависел только от объема и качества тренировок и восхождений, а не от чиновничьего произвола.
О, это гадкое слово-коммерция. Но реально работающее предприятие может обеспечить на первых порах средства для раскрутки организации, ибо реклама повелевает миром, и она нынче дорога. Плюс, реально работающее предприятие- прекрасный пример того, что нет ничего невозможного и, главное, с помощью этого предприятия можно поддерживать то самое , зарождающееся инструкторское ядро, ибо без него ничего не получится.
Вот. Почему в Арче. Понятно, что во первых, потому что я , зачинщик, здесь живу. Во вторых Арча- уникальный район, идеальный для организации качественного учебного процесса. По своему спортивному уровню маршруты в Арче уступают только Аксу или Каравшину, ну а до какого района можно за час доехать из аэропорта или с Ж.Д.вокзала. А это те самые накладные расходы, минимизируя которые можно повышать зарплату инструкторам. Единственный реальный минус Арчи- удаленность от европейской части, но ведь эта школа должна стать первой ласточкой. Потом её выпускники могут запросто организовать подобные мероприятия в любом горном районе, было бы умение да желание.
Плюс, всегда можно организовать выездное мероприятие в малых Горах или на скалах для отдельно взятого региона. По соотношению цена- качество это вообще вне конкуренции, особенно для начинающих.
Итак, как я готовлю инструкторов для своей школы. Спортивный экзамен. Для перворазрядников 5А скальная, 5А комбинашка, для КМС, МС то же 5Б под наблюдением инструктора-наставника. Прежде, чем становиться инструктором, стажер должен уметь практически все, что необходимо для безопасного и качественного совершения восхождений, ибо как учить, если сам толком не умеешь.
Обучение. Одна учебная смена под руководством инструктора-наставника и три стажировочных под наблюдением инструктора-наставника. Наставником на первых порах придется быть мне. Если дело пойдет и финансы позволят, я с удовольствием буду приглашать на работу наставниками настоящих мастеров из сильных школ. В последствии, наставниками будут становиться лучшие инструктора школы.
Для тех, кто покажет на восхождениях и учебной смене высокие результаты, количество стажировочных смен может быть сокращено, но учебная смена обязательна для всех, ибо на ней я буду учить своим требованиям к учебному процессу и приемам. Поскольку мои требования к участникам выше, чем на среднестатистических мероприятиях, соответственно и требования к инструкторам у меня выше в двойне.
Одним из главных требований будет постоянное поддержание спортивного уровня, количество пятерок, в год обсуждаемо, но техминимум для сезонников-5, для профессионалов-10.
Я против неходячих инструкторов, ибо схоженая инструктором в день отдыха пятерка, гораздо лучший пример для участников, чем бравые рассказы о временах Куликовской битвы.
Плюс, из инструкторов школы я планирую создать команду для выступления на СНГ. Ближайшая цель-2010 год Северная Стена Хана и повторение легендарного достижения Борисова-Агафонова- 20 альпинистских 5Б за сезон. Причем это уже работающий проект и я буду его двигать не смотря ни на что, ради по настоящему увлеченных людей. На базе школы можно создать достаточно спортивных проектов, участвуя в которых, люди могли бы совершенствовать свои навыки и ходить классные Горы.
Причем, если удастся вырасти, школа сможет компенсировать расходы на сборы не только инструкторам, но и участникам, выступающим на соревнованиях за школу или показывающих высокие спортивные результаты.
Такие вот требования и перспективы. Но чем выше требования, тем выше должна быть и материальная мотивация, ибо на энтузиазме далеко не улезешь.
Материальное мотивирование вижу основной своей задачей, как руководителя школы. Поэтому основные средства будут идти именно на зарплату. На данный момент день стажировочной смены стоил бы 30 долларов( курс 25 рублей), день работы инструктора от 50 долларов, плюс для инструкторов сезонников оплата проезда. Скромные , но вполне достойные для начала цифры, ибо начало есть начало. Спонсоры врядли к нам потянутся, а оборотные средства будут нужны. Но это то, что я могу гарантировать, и уже платил, наемным инструкторам, хотя они и не оправдали моих ожиданий.
Я всегда стараюсь платить людям по возможности больше, ибо это дает мне моральное право так же требовать от них.
Мы не будем обрастать излишними накладными расходами, ибо главный капитал школы- инструктора и только они.
В идеале, вижу школу, как спортивный брэнд, какими были в прошлом АУСБ Уллу-Тау, Безенги, Варзоб, та же Ала-Арча. Участники, прошедшие эту школу, должны на любом другом мероприятии отмечаться не красивыми альпкнижками с отличными оценками и характеристиками, а реальным уровнем знаний и навыков.
Непризнание школы ФАР, вижу скорее как положительный момент, ибо это отсечет отъявленных клеточников и повысит мотивацию участников и инструкторов.
Школа альпинизма- не база отдыха, значит здесь все должно быть для тех, кто действительно хочет научиться по человечески ходить в Горах и только для них. Иначе и смысла нет копья ломать..
Участники должны быть уверены, что в этой школе им гарантирован высокий уровень требований, нагрузок и обучения вне зависимости от того, к какому инструктору они попадут.
Я же должен быть уверен, что инструктора школы никогда не дадут участникам схалявить, не поведут их на дежурный маршрут или в обход и будут выкладываться на 100% вне зависимости от погоды или отношений с участниками.
Профессионализм, и только он, должен стоять во главе угла. Высокая требовательность, подкрепленная материальным стимулированием. Потому что только увлеченные профессионалы способны по настоящему отвечать за качество своего труда не потому, что подписан контракт или еще чего, а потому, что эта ответственность за людей, доверившихся им, должна быть в крови.
В перспективе, если все получится, я не против расширения школы, но на первом месте всегда будет поддержание уровня.
Так же в перспективе создание учебной программы для любителей активного отдыха.
Все зависит от того, сколько удастся подготовить настоящих инструкторов, ибо любая, самая распрекрасная идея ничто, если нет людей, способных ее достойно воплотить в жизнь.
Я- увлеченный человек и мне интересно работать с такими же увлеченными людьми, способными ставить перед собой настоящие цели и идущие к ним самым эффективным путем, а не самым легким.
Мне интересно учить, это важная часть моей мотивации. Немаловажную роль так же играет желание создать здоровую конкуренцию официальным коммерческим мероприятиям, путем поднятия уровня обучения и требований, а соответственно и уровня выпускаемых альпинистов. У людей должно быть право выбора, тратить свои деньги на записной альпинизм, либо на приобретение реальных знаний.
Но основная цель, повторюсь- профессиональное инструкторское ядро из увлеченных, грамотных , молодых спортсменов, для которых Горы- действительно дело их жизни, а не способ выделиться из толпы. Таких людей не много, но именно они составляют золотой фонд будущего нашего альпинизма. Я хочу дать им возможность попробовать стать настоящими профи и это вполне реально.
Всего за один год работы у меня объем заявок вырос в двое, а когда Вы в последний раз видели мой баннер на М.ру? Вырос, потому что все больше любителей Гор хотят за свои, немалые деньги, учиться у реальных мастеров, которые являются мастерами сейчас, а не были ими много лет назад. И до лета мне еще не одной группе придется отказать, потому что я занят, а положиться, даже за хорошие деньги не на кого.
Да что ж такого особенного в моей системе подготовки- ничего. Та же советская система подготовки, подогнанная под современные условия. Единственное отличие, которое и дает качественный скачек уровня- отношение к учебному процессу, ну и плюс та «малость» знаний и навыков, которую я накопил за 20 лет восхождений и продолжаю накапливать сейчас, профессионально занимаясь работой с участниками. Альпинизм- живая материя и погружаясь в нее лучше оперировать живыми знаниями.
Постоянно находясь на положении изгоя, я на собственной шкуре усвоил одно прекрасное правило: чем выше твой спортивный уровень, тем дальше ты можешь послать всех чиновников и получать удовольствие от того, что ты можешь ходить то, что ты хочешь, что бы там о тебе не говорили на разных федерациях. Точно так же я сам не против, когда грамотные участники посылают меня в даль светлую, если я становлюсь слишком назойливым. Никакие деньги и уж тем более клеточки не смогут компенсировать недостатки в обучении, потому что альпинизм сугубо прикладной вид спорта, что можешь, на то и полезешь.
Да, чиновники усиленно вбивают начинающим в мозги, что настоящий альпинизм возможен только при соблюдении их правил. И что спорт, это чемпионаты России. И многие ребята всерьез думают, что стать третьеразрядником можно только пробороздив пешком «траверс любви»( дежурная 2Б в Арче), а не слазив на классную рабочую, но не классифицированную 2Б на пик Рацека.
Одна из важнейших задач школы, на примере своих воспитанников показывать, что все это бред и никакие правила и запреты не позволят стать настоящим альпинистом, а только тяжелый труд под руководством настоящих профессионалов.
Предлагаю взять тайм аут, для осмысления моего предложения до середины октября, ибо только тогда у меня появится достаточно свободного времени, чтобы начать работу над этим проектом. Будут желающие, верстаем сроки и вперед, пока еще у меня не все время на 2009й год расписано.
Время- тоже немаловажный фактор. Потому что, отказывать клиентам, записывающимся на 2009-2010 и ставить под удар свое дело и ждать, когда у народа здравомыслие прорежется ,я не собираюсь. Вкладывая все свои средства в альпинизм, я достаточно набедствовался и теперь я могу лишь предложить свои знания и опыт тем, кто действительно хочет чувствовать себя в Горах своим.
Давайте объединимся вокруг моей идеи, если она Вам близка, пока я еще могу подогнать свои будущие планы под эту идею. Если нет, на здоровье. Я буду со спокойной душой продолжать заниматься спортом, бизнесом, готовить свою команду и не более. Перестану будоражить сеть своими мыслями на тему отношения с Горами, ибо если всех все устраивает, то и говорить не о чем.
P.S. От редакции www.mountain.in.kg. Уважаемые альпинисты Киргизии! Нам бы хотелось услышать, ваше авторитетное мнение на этот счёт.