порыв на Юг или восхождение на Двузубку 5Б
порыв на Юг или восхождение на Двузубку 5Б. альпклуб Штурм.
как мы съездили в Дугобу на майскую альпиниаду.
На майскую альпиниаду, наша группа решила поехать в Дугобу. Надоело мерзнуть в Арче. Юг-Юг-Юг проносилось в голове когда мы ехали в Ош.
Но в Сосновке нас тормознула длинная очередь из машин. Как понятно сейчас это был первый звонок, что решение принято не совсем верное, но мы же рвемся на Юг.
Лавина на 245км, поэтому пропускают только тех кто едет в Талас. Бакшиш убедил начальника что мы едем в Талас. На Суусамыре покушали отличного шорпо, вот и перевал пролетел, ну где тут может быть лавина? Уже зелень вокруг. И вот она, здоровая. Очередь растянулась на километр. Незаметно просачиваемся вперед и замираем на пять часов. Наблюдая как грызут эту массу два экскаватора, трактор, с обоих сторон, как сгрудились люди сверху, нам не верилось что до утра это кончится. Все время шел снег, дождь, уныние.
Вдруг все зашевелились, первый джип ушел на Ош, второй прошел, легковая машина забуксовала, еле еле толпа протолкнула ее. Было принято решение пропускать только джипы, мы едем четвыртыми. Проехали и…… поплыли по каналу. Так как шел дождь, то дорога превратилась канал. Было ощущение что движемся по каналу, вокруг горы отражающиеся в поверхности воды, знаки. Сюрреалистическая картина. В четыре часа утра мы в Оше, стучим в дверь, никто не открывает. Ночуем в машине. Утром видим как открывается дверь и мы понимаем что нужно было позвонить, чтобы в комфорте переночевать.
Небольшие сборы и мы едем в Дугобу. Небо немного прояснилось, вдали видны белые пики гор. Куда мы приехали? Где Юг? Эти вопросы издалека наехали на нас. Дорога безобразная, ямы, гравий, скот, люди – все смешалось на этой дороге. Вдруг на дороге возникает будка пограничника, пока он проверяет пропуск и документы, замечаю что заднее стекло разбито, но не вывалилось окончательно. Отъехав пять метров от погранцов, начинаем лечить чудо Японского автопрома, Великим Китайским скотчем. Ремонт проведен замечательно, до сих пор езжу в таком состоянии, держится. Слава Китайскому скотчу! Доезжаем до Шахимардана, на границе оказалось у двоих нет загранпаспортов. Пошли знакомым путем, бакшиш решает все языковые и культурные проблемы, как оказалось он заменяет даже паспорта. Мы заехали на территорию Шахимардана. Надеясь до отвала наесться вкуснейшей узбекской пищи мы терпели всю предыдущую дорогу, и вдруг видим развал, пустота, великий Шахимардан пустой. Нет многоголосой и многонацинальной толпы, пилигримов, альпинистов и просто зевак. Еле нашли место, где можно поесть. Одна мечеть довлеет над всей территорией. Музей великого Хамзы пустой и разваливается. Пару километров горной дороги и мы в Дугобе. Уютный альпинистский лагерь, скрытый в зелени, расположенный в пойме реки Дугоба. У нас одна ночь и утром выходим на пуп Сельского. Ну а вечером, ужин, баня, отдых.
Утром договариваемся с портерами, оставляем для них груз и отправляемся на пуп. Часа через четыре мы там, по дороге удивились наличию снега, но подумали что это случайно, Юг все таки.
Утром портера сделали еще один рейс, всего принесли 160кг грузов. Откуда столько на четверых? Не понятно.
Следующим утром отправляемся на стоянки под двузубку. Дима и Артур тропят около пяти часов, подымается ветер, сыпет снежок и вечером мы достигаем небольшого холмика, который свободен от снега. Решили переночевать здесь, вечером сходив вверх на разведку. С нашего холмика прекрасно было видно стоянки пупа Сельского. Мы представили как сейчас обсуждают там, нашу стоянку, крутых перцев.
На следующий день мы добираемся до стоянок на 3800м, устанавливаем палатки, готовим пищу. Все идет обыденно. По нашим следам подошли портеры и принесли 40кг грузов. Потребовали немедленной оплаты, так как комуто нужно срочно уезжать. Мы их видели последний раз. Андрею отдаем радиостанцию для связи, но забегая вперед скажу, что связи у нас так и не получилось. Но небо заволакивает и начинает сыпать снежок. Последующие четыре дня идет снег, сплошной туман и мы пролеживаем все что можно. За это время Дима с Артуром успели провесить три веревки на начало маршрута.
И вот он миг старта, пять часов утра, немного развеяло и показалась наша гора. Мы стартанули, до вечера прошли семь веревок, погода испортилась, сыпал снег, дул ветер. Вечером в расщелине между камнями, вытоптали снег и втиснули Ферину. Долго грузились в нее. Грели чай, каждому досталось по охотничей колбаске и сникерсу. В общем получилась сидячая ночевка. Спальников не брали, взяли с собой палатку и два каремата.
Следующий день начался крупой, небольшими прорывами солнца, которое совершенно не грело. Еще через семь веревок мы достигли вершины и спустившишь метров на 15на другую сторону, Дима нашел и затем обустроил прекрасную площадку. А снег все сыпал и сыпал. Приходилось постоянно шевелить пальцами рук и ног, чтобы не замерзли. Ночь получилась более комфортная чем сидячая, но не настолько. Грели чай, каждому досталось по батончику. Больше ничего не было.
Утром ломанулись вниз по кулуару, метров на 250. Видимость иногда открывалась метров на 100 и то внизу. Вверху стояли облака, из которых постоянно сыпало. Повернув на лево, пройдя метров 150, мы снова повернули на лево и поднялись метров на 100, на перевал. Некоторое время ждали, окна, чтобы увидеть правильно ли мы идем. Но окна не появилось и некоторые торопясь вниз, настояли на старте. Дима пошел первым, склон был лавиноопасен, сверху плотный мокрый снег, а ниже него сплошной шарикоподшипник из ледяного гороха. Вторым пошел Игорь, я за ним и последним Артур. Вздохнули лишь когда спустились и свернули влево от возможного падения лавины. Шел уже третий день голодного восхождения. Снег валил в лицо, что было странно, так как мы должны были идти вверх к своим палаткам, стоящим в верховье ущелья. А дует после обеда, всегда снизу, так как теплый воздух подымается вверх. Я отстал, и когда увидел две палатки и людей суетящихся вокруг, уже размечтался о борьще, горячем чае, но подойдя ближе увидел что стоит наша Ферина и мужики стоят снаружи. Было принято решение немного прождать и потом решать что делать. Мы залезли в палатку, потом Дима кудато ушел. Через некоторое время он пришел и рассказал, что ущелье совершенно ему незнакомое, и идем мы почему то вниз, тоесть внизу уже видно сухую траву. После краткого обсуждения мы поняли что спустились не в свое ущелье и палатки своей с пищей и спальниками не найдем. Число было уже восьмое мая. Девятого мая уже нужно ехать в Ош, провожать Игоря в Москву. Мы попали в цейтнот. Наша палатка с Тураей, с радиостанцией, пищей стоит гдето рядом, но это рядом через гребень высотой в 4500-4700метров.
Приняли решение идти обратно на перевал и там ждать окна и искать спуска. Игорь пошел первый, я второй. Дима с Артуром разбирали палатку.
Когда Игорь и Артур догнали меня, я предложил им идти вниз по ущелью и если даже не выйдем на Дугобу, мы спустимся к людям и переедем в Дугобу на автотранспорте. Иначе у меня не хватит сил подыматься на перевал, что равносильно восхождению. Они приняли мой вариант и побежали догонять Игоря. Долго длилось время ожидания. Мне казалось что они его догоняют уже возле перевала. Но вот показались три фигуры, которые при приближении превратились в Игоря, Диму и Артура. После большого совета мы решили идти вниз до конца, не останавливаясь. Да спуск оказался очень длинным. В Дугобе ущелья спускаяются очень медленно, уклоны не большие. Сначала были лавиноопасные спуски, затем когда позволила обстановка мы спустились к реке, где с удовольствием попили речной воды. Затем длинный спуск через Арчу и глину, огибая упавшие лавины. И вдруг, когда ноги уже отказывались идти, мы увидели первое слияние. Увидели коров, зеленую травку, снег превратился в дождь. Мы спасены, мы попали в параллельное ущелье. Как это загадка, в тумане, при слабой видимости в горах случаются и не такие чудеса.
Еще несколько часов и мы в Дугобе. Хороший ужин, баня и мы уже начали оживать. Утром как по спецзаказу 9мая выглянуло солнышко и ублажало нас до обеда. На пупе Сельского у нас осталось около ста килограммов груза, на стоянках под Двузубкой еще килограм двадцать.
Наша команда выполнила задачу, Двузубка по маршруту 5б категории трудности. Валом впечатлений, которые будем вспоминать еще очень долго, и опыт. Который как говорится не купишь ни за какие деньги и который потом не пропьешь.
Ну а затем снова машина, пограничники, бакшыш, Ош, очищенная лавина и Бишкек. Мы так долго рвались на Юг, а он оказался дома. Бишкек оказался югом, а Дугоба севером. Все перевернулось в этом мире.