Главная | Альпинизм | КИРГИЗСКИЙ НАНГА-ПАРБАТ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

КИРГИЗСКИЙ НАНГА-ПАРБАТ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Все сражения нужны в жизни для

того, чтобы чему-то нас научить.

Даже те, которые мы проигрываем.

Пауло Коэльо

Мы снова в Гималаях и снова восмитысячник. На этот раз Нанга-Парбат – девятая по высоте вершина мира, расположенная на контролируемой Пакистаном территории Кашмира, высочайшая точка Западных Гималаев. Легендарная гора-убийца, положившая на своих склонах не одну экспедицию. Классический маршрут с ледника Диамир – технически достаточно сложный и объективно опасный.
Многие следили за событиями, развивающимися в этом году на Нанга-Парбате – спасибо им за поддержку. Поэтому буду стараться не повторяться очень сильно, а просто попытаюсь отобразить объективный взгляд изнутри. Другие участники поправят меня, если что не так.

Прогноз погоды перед штурмовым выходом выглядел вполне оптимистично – 8-10 мм осадков в день, в течение недели. Не так уж и плохо. Тем более, что штурм запланирован на шестой день после выхода из базового лагеря, а предсказать что-либо на такой длительный срок в районе Нанга-Парбата просто невозможно.
Погода не заставила себя ждать, и уже через 20 минут после выхода из базы пошел дождь со снегом, переходящий в град. После некоторых манипуляций с протаявшей палаткой в первом лагере, принялись с азартом поедать продукты, оставленные немецкой экспедицией.
26 июня, 4900, до вершины более 3200 метров по вертикали. Завтра тяжелый день. Почему-то никому не нравиться этот снежно-ледовый кулуар, заканчивающийся 200-метровой скальной стеной Киншофера. То ли из за нависающего над головой ледопада, то ли из за камне- и лавиноопастности, ли то ли из за двух километров перил. Этот переход всегда отнимал у нас много сил и нервов, занимая от 6 до 9 часов. По протяженности и характеру рельефа переход до 2-го лагеря сравним с маршрутом Лоу на Корею, помноженному на два. Причем перила постоянно вмерзают в лед, либо их засыпает снегом. Плюс к этому винты на станциях вытаивают, а на скалах веревка перетирается. В общем, целый день дэньжера.

Гроздь немцев на пирилах.

Гроздь немцев на перилах.

Идейный вдохновитель в работе

Ну чем не Лоу на Корею ?

Верхняя часть кулуара

Стена Киншофера

27 июня, 6000 м, лагерь 2. Кулуар позади, каким-то чудом камни в нас не попали и теперь можно расслабиться в палатке, поедая очередную порцию немецкой еды. А на улице уже несколько часов идет снег, временами завывает ветер.
Утро наступает довольно поздно из-за периодических порывов ветра. Ждем улучшения погоды или хотя бы выхода солнца. Сегодня разгрузочный день – всего 5 часов работы на перилах по скальному гребню, переходящему в снежно-ледовый склон. Еще километр жумаринга и мы в лагере 3, почти 6600 метров. Послеобеденная непогода уже стала привычной. Отсутствие видимости не пугает, веревка приведет к палатке и там закончится.

Второй лагерь (6000 м), внизу Диамирская долина

Выше второго лагеря

Выход на снежный гребень

На следующий день снимаем верхние 100 метров перил – это будет наша связочная веревка. Где-то с 6800 до 7000 висит еще 350 метров веревки, провешенной нами в предыдущий выход. Выше никто из нас еще не был. Рюкзаки оказались не очень легкими (весь бутор несем с собой), что в совокупности с тропежкой по колено в снегу сильно замедляет шаг.
Устанавливаем промежуточный лагерь уже в сумерках, GPS показывает высоту 7134 м: «Мы на пике Ленина, господа!» Высота со всеми ее прелестями в виде головной боли и т.д., в принципе, не напрягает. Все чувствуют себя нормально, просто тяжело идти. Плато, о котором говорят, мы так и не увидели. Это классический цирк с уклоном в  пологой части градусов 20, и при определенной кондиции снега эта часть маршрута достаточно лавиноопасная. На пятый, заключительный день подхода нужно остановиться пораньше, чтобы немного поспать и отдохнуть перед штурмом. Подъем в двенадцать, выход по готовности, высота 7300.
Завтра решающий день. День, к которому мы шли полтора месяца; день, для которого повесили 3500 метров перил; день, для которого проехали 1600 км на автомобилях из Бишкека, а некоторые еще и летели перед этим на самолете. Завтра у нас начнется как положено, в 00-00 и до вечерних сумерек останется 21 час…

7000 м, за гребнем должно быть плато

Собственно плато – 7300 м

«Почему Нанга-Парбат?» – спросил я у Грекова. Ответ меня вполне удовлетворил: «В Пакистане мы еще не были». Дорога до Чиласа, крайнего поселка с гостиницей, кроватью и унитазом – это отдельная история, я бы сказал, отдельная экспедиция. Может быть, в будущем я напишу и о ней, а пока, спустя 10 дней после выезда из Бишкека, «группа дебилов» (так окрестил нас Паша Воробьев в своем монологе в день старта) с шутками и прибаутками добралась до базового лагеря.
25 мая 2011 года, высота 4200, теплая зеленая морена с видом на Нанга-Парбат, где просматривается почти весь наш маршрут. Масштабы здесь очень обманчивы, все кажется вдвое меньше, чем есть на самом деле. 60 (шестьдесят!) портеров ушли вниз, и на поляне осталось 6 членов команды и 4 человека обслуживающего персонала. Такое количество занятых в подготовке восхождения людей создают ощущение большой значимости нашей экспедиции.
Вместе с нами пришла и непогода в виде снега. Первый выход пришлось перенести, хотя это и к лучшему. Налегке нашли проход в ледопаде, промаркировали ледник, дождались команду немцев и австрийских гидов и скорректировали с ними планы.

Завершение автопробега Бишкек – Нанга-Парбат

Настя подкармливает детей

На этой тропе спотыкаться нельзя

Горы похожи на наш Памиро-Алай, только вот березки на 3800 у нас не растут

Тропа пробита в стене каньона

Тропа пробита в стене каньона


Теплая зеленая морена – отличное место для базового лагеря (4200 м)

Начались обычные высотные будни – дни рабочих выходов сменялись примерно таким же количеством дней откровенного безделья. Устанавливались лагеря, вешались перила, забрасывалось барахло для штурма. В альтернативу этому читались книги, поедалось мясо, распивались исключительно безалкогольные напитки, просто сиделось и взиралось на гору.
Хорошо, что наша аскановская 10 мм веревка закончилась еще в кулуаре. Дальше ее не хотели тащить даже немецкие высотные портеры, уж больно она отличалась по весу и объему от их восьмерки. У австрийцев вообще был репшнур, на котором они сами боялись лазить. После первого же выхода, со словами «Very danger», хватаясь за расстроенные желудки, они убежали вниз.
Вообще-то диарея – это Пакистанский бич. Большая часть восходителей отступает именно из проблем с желудком, по крайней мере, по их словам. Но для азиатов пища привычная – мясо, картошка, макароны, рис, свежие и тушеные овощи, на десерт свежие манго или консервированные ананасы. И всего много, очень много.

Подход к первому лагерю

Подход к первому лагерю

Здесь будет город-сад

Здесь будет город-сад

Первый фундамент заложен, дело за немцами

Трудовые будни

Минуты отдыха в трудовые будни

Как говорит Греков, отдыхать надо в хорошую погоду

Не всегда выдается хорошая погода, но народ не унывает

На лавины тоже лучше смотреть из лагеря

И опять на работу

Первый лагерь – лишь небольшая площадка не перекрывается лавинами

С каждым последующим выходом ледник меняется все больше, что приводит к поискам новых проходов, в одном месте даже повесили перила. Старые турики, естественно, не убираем, да и новые уже не ставим, поэтому приехавшие только что испанцы сильно упираются на старой тропе. Если раньше к первому лагерю подходили по фирну, одев кошки, то теперь приходиться ковыряться по живой крутой морене. В первые вылазки в кулуар я удивлялся, что нет старых веревок и станций: «Неужели здесь не страхуются? Или так чисто все снимают?» Потом лед немного подтаял, да так, что до некоторых станций на скалах можно дотянуться только лыжной палочкой. Вот тут-то и открылось все разнообразие мирового альпинистского снаряжения. Мы тоже прорекламировали надежность советско-российского продукта в виде ВЦСПСовских крючьев, ледобуров «Ирбис» и аскановской веревки.
Так потихоньку к завершению третьего выхода прокинули белее 3 км перил до 6500 м. Привыкли уже к новому измерению веревок – не сороковки и полтинники, а сотки, иногда километры. Четвертый выход кооперируемся с немцами и при благоприятных обстоятельствах идем на штурм все вместе – 15 человек. Это должно помочь при тропежке снега.

В ледопаде

Месяц назад проскакивали здесь не задумываясь

И опять непогода на стене Киншофера

Второй лагерь и скальный гребень

Погода меняется очень быстро и часто

Благоприятных обстоятельств, как водиться, не получилось. В час выхода из 3-го лагеря наверх наши немецкие друзья выясняли прогноз погоды по спутниковому телефону: «Forecast is not good, wind is more than hundred kilometers. Next day’s is same weather. We go down». Что в дословном переводе означает, что топтать нам придется только своими уставшими ножками и тащить подаренные немцами 400 метров веревки (за это спасибо) на своих же хрупких плечиках. Понимая всю трудность перехода в четвертый лагерь одновременно с провешиванием перил, решаем разделить задачу. И небольшая ее часть, а именно штурм, остается на пятый выход. Веревки катастрофически не хватает, поэтому часть маршрута идем одновременно, что Греков воспринял без особого энтузиазма.
Через час уже не было видно ни немецкой команды ни их лагеря. Внизу, на шапке ледопада виднелись лишь две маленькие Red Fox Explorer. А впереди у нас был пятый, решающий выход с некоторой настороженностью по поводу погоды и количеству снега.

Немецкий ветер действительно дует на гребне (лагерь 6600 м)

Немцам пожелали благополучного спуска

и мы остались одни на этом празднике

…Будильник прервал достаточно плодотворный сон. Только что наступило 1 июля. Снаружи дует. Начинаем медленно собираться не глядя «за окно» – выйдем, а там будет видно. Первым сумел выпнуть себя из палатки Паша, минут через 15 выполз я, остальные тоже  копошились возле выхода. Достаточно тепло. В пуховке и балаклаве. Только ножки чуть-чуть мерзнут, да ветер добавляет свой коэффициент. Следы уже еле просматриваются, пытаюсь догнать Пашу, то и дело втыкая вешки. Один фонарик виден сверху, четыре появились ниже, через некоторое время снизу осталось два. «И действительно, на хрена теткам это надо?» – мелькнула в голове мысль. Но не все оказалось так просто. Старый опытный Греков понял еще возле палаток, что ловить сегодня нечего, Воробьев продержался часа два. Я же, молодой и глупый, заметался между спускающимся Пашей и поднимающейся Наташей. Амбициозность все-таки взяла верх, и я решил пройти еще немного, чтобы с рассветом увидеть наплывающие снизу облака. Небольшая лавинка 10-ти сантиметрового свежего снега, съехавшая из под моих ног, намекнула на нестабильность склона, но не остановила. Связавшись с Натахой веревочкой, уже смелее пошли дальше. Но преградивший дорогу кулуар, который надо траверсировать, не внушал вообще никакого доверия. Тут количество свежего снега уже по колено, дальше еще кулуар, а дальше снежные поля, и все косо траверсировать. А мы вдвоем с теткой, связанные корейской высотной леской.
Бессвязные мысли крутились в моей дурной башке: «Уже скоро 5 часов, а прошли всего ничего, хотя остается 600 метров по высоте – не так уж и много. К обеду опять тучи поднимутся, видимости не будет, а места незнакомые и вешки кончаются, но GPS все пишет. И что же так дует? Интересно, если лавина сойдет, Натаха меня удержит? Лучше не проверять. Тогда нужно вниз, ведь лавина сойдет. Хорошо, если в этом кулуаре с надежной станцией, а если дальше?.. Но хочется наверх… Я то ладно, я выживу по любому, а вот тетку жалко… И на хрена ей это надо?»
После второго кулуара благоразумие взяло верх, а может это подкрадывается тихая беззаботная старость? Так или иначе, мы повернули вниз с 7500 м. Следов уже не было, спускались по вешкам. В палатках все спали в полном боевом обмундировании. Провалявшись часа два, свернули лагерь и побрели вниз. Теперь главное на спуске ничего не накосячить. Экспедиция окончена.

Мы опять не залезли на восьмитысячник. Но мы живы и все у нас еще будет!

Наши победы и наши печали уже не так

важны. То, чего мы добились или потеряли,

лежит там, внизу. С высоты горы ты

видишь, как необъятен мир и как широки

горизонты.


Пауло Коэльо

Альпинизм


  1. WolfsHeart
    30 Август 2011 в 18:54 | #1

    Да, следили за вашим восхождением. Спасибо за отчет, Николай!!! Столько эмоций!!!! Вид завораживает!!! И очумелые ручки – из снега ледорубом бабу смастерили!!!:-) Класс!!! В следующий раз удача обязательно вам улыбнется!!! И Нанга-Парбат покориться вам!!! :-)

  2. grekov
    30 Август 2011 в 19:50 | #2

    Классная статья Кольян! Одобрям! Так все и было. Завесь на «Риск». Жму лапу. Греков.

  3. пацан с северо-запада
    31 Август 2011 в 17:27 | #3

    Да вот так вот сидишь порой и задумываешься, а может всё таки лучше от водки и от простуд.

  4. Ромашка
    1 Сентябрь 2011 в 17:29 | #4

    Отличный отчет!!! Очень интересно.
    Молодцы!

    Все ещё получится!

  5. Гутник
    1 Сентябрь 2011 в 20:14 | #5

    пацан с северо-запада, ни фига не лучше. Ты сиди поменьше, а думать вообще не стоит.

  6. пацан с северо-запада
    1 Сентябрь 2011 в 23:23 | #6

    Гутник :
    пацан с северо-запада, ни фига не лучше…

    вопрос устремлённый в бесконечность ибо рассудить нас могут только те, кто не» от водки и от простуд», а они вне досягаемости.

  7. Гутник
    2 Сентябрь 2011 в 08:14 | #7

    Вообще-то шутка была. Вопрос не для обсуждения.

  8. пацан с северо-запада
    2 Сентябрь 2011 в 08:55 | #8

    @Гутник
    аппастучать деревянными мечами?как то все слишком самодостаточно,сплошные поздравления.

  9. Гутник
    2 Сентябрь 2011 в 10:11 | #9

    Неее. Про поздравления – другие темы, здесь с этим глухо.
    Облажались и все такое, но это тайна и вслух об этом не говорят.

  10. 2 Сентябрь 2011 в 15:44 | #10

    Маладца,Коля ! всегда восхищаюсь неленивостью людей рассказывать на высокохудожественном уровне о своих путешествиях.

Необходимо войти на сайт, чтобы написать комментарий.